ptiza_elli (ptiza_elli) wrote,
ptiza_elli
ptiza_elli

Categories:

Исполнится ли мечта немецких школьников о построении Утопии?

Оригинал взят у muennich в Немецкие дети мечтают о коммунизме
Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.

В одной немецкой гимназии, в 6-м классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора. Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными в XVI веке великим англичанином, зачитав для иллюстрации пару отрывков, учительница предложила им в письменной форме выразить свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на Земле такое общество.

Практически все гимназисты (за единственным исключением, о котором ниже) единодушно ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в «Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться и т.д. и т.п.

Пикантность ситуации заключается в том, что «Утопия», придуманная Томасом Мором – общество самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными, добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Деньги внутри Утопии не употребляются – они используются только для обмена при международной торговле (надо ли говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране имеется всеобщая трудовая повинность, при этом все население обязано в определенные сроки работать в сельском хозяйстве. Главной обязанностью выбранных правителей страны, называемых «отцами», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и «никто не сидел праздно». Продукты получают с общественных складов, каждый может брать что и сколько ему угодно и притом безвозмездно (каждому- по потребностям). В одежде, архитектуре, быте Утопии господствует стандарт, покрои одежды у всех одинаковы (за исключением особенностей, что связаны с полом), города Утопии похожи один на другой как капли воды. Население распределено по острову равномерно, а если где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются путем массовых переселений. Дома открыты для всех, кто захочет войти, да и сами дома утопийцы раз в десять лет меняют по жребию. Правилом хорошего того считается всегда быть на виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе». Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями науками и искусством. Передвижение по острову ограничено, а тот, кто желает посетить соседний город, должен брать письменное разрешение у начальства. Пойманный без такого разрешения путешественник рискует быть обращенным в рабство, подобно другим преступникам, которых в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а заставляют трудиться на благо общества.

Нетрудно заметить, что Утопия является куда более, выражаясь либеральным речекряком, «тоталитарным», чем многие из реально существовавших коммунистических режимов. И вот тем не менее – немецкие гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!

Но еще удивительнее другое: учительница, которая не могла не знать, что описанное Томасом Мором общественное устройство коммунистично (на уроке она характерным образом слова «коммунизм» избегала) и которая прежде вдохновленно вещала ученикам и том, какие жуткие, тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР, - вот эта самая учительница отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой мечте. Мечте о счастливом обществе всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.


Ведь именно от таких книжек, как «Утопия» или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских диалогов, развилось и набрало силу течение утопического социализма, адепты которого, подобно нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно, мирным трудом, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения. Это уже потом Карл Маркс подробно и обстоятельно разъяснил, что так ничего не получиться, что путь к светлому будущему пролегает через горнило революции.

Примерно то же самое сказала на том уроке моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. В данном случае в том и не было нужды, поскольку даже отрывочных и поверхностных знаний об истории, о революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей, чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через революцию и войну».

В классе немедленно поднялся шум. Мечтательные одноклассники стали упрекать ее в том, что она-де кровожадна, хочет войны и т.д.

- Да не хочу я никакой войны, - спокойно возразила дочь, - мне и при капитализме совсем не плохо живется. Это вам хочется в Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не устроите революцию.

Учительница, у которой при одном упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.

Ее замешательство понять можно: дети стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее. Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный период» порою может длиться сколь угодно долго, и при этом еще совсем не факт, что вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так здоровым классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.

Тем не менее, сам факт, что немецкие гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма и весьма примечателен. Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в совместном труде на общее благо – это заложено в самой человеческой душе. Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по природе коммунистка.

Но ведь и между христианством и коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает, что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с принципами первой апостольской общины.

И не зря, не зря у Блока Христос идет по Петрограду с красным флагом!

Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь. Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Не зря ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о светлом будущем.

Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments