ptiza_elli (ptiza_elli) wrote,
ptiza_elli
ptiza_elli

Category:

Елизавета Дворецкая. Ольга, лесная княгиня

Давно не читала новых, именно новых, исторических романов.


Оригинал взят у volodihin в Карамзинский клуб обсудил роман Елизаветы Дворецкой "Ольга, лесная княгиня"

Заседание Клуба прошло 4 февраля. Обсуждался роман Елизаветы Дворецкой "Ольга, лесная княгиня". Очередное заседание Карамзинского клуба состоится 10 марта, начало в 19.00, место встречи -- ресторан «Старина Миллер». Будет обсуждаться монография Ирины Левиной и Дмитрия Володихина "Петр и Феврония". Вот сокращенный текст некоторых выступлений на обсуждении книги Елизаветы Дворецкой:

Сергей Алексеев:

Роман Елизаветы Дворецкой «Ольга, лесная княгиня», как и прежние, ярко достоверен во всем, что касается образа древнейшей, только становящейся государством Руси, ее людей и нравов. Здесь я согласен со всеми положительными оценками. Тем не менее, могу одобрить книгу не только как историк, но и как критик с некоторым опытом. Я довольно много читал романов Дворецкой – далеко не все, но целый ряд из них, некоторые циклы целиком. Это единственный автор «славяно-киевской» литературы этого направления, которого я читаю и которого я посоветовал бы читать другим. Все остальное, что выходило из этого круга – категорически за пределами моих интересов, в том числе и по причинам чисто литературного плана.

Я хотел бы обратить внимание на одну особенность романов Дворецкой. С одной стороны, они всегда обращены к квалифицированному и интересующемуся темой, автору хорошо знакомому читательскому кругу. С другой – это попадает и в круг более широких читательских симпатий. У автора везде много «этнографии», везде много, условно говоря, популяризации исторического знания, причем очень грамотной. Много быта, много стилизации в том числе и эмоционального фона под средневековье, в большей или меньшей степени. Обильно используются для этого, в том числе и здесь, темы и образы скандинавских средневековых саг, – доносимые до читателя средствами современной художественной литературы.

Что касается этого романа, то он вне всякого сомнения исторически и этнографически грамотен. Я бы добавил как заметную особенность произведения то, что в нем без излишней романтизации показано славянское и скандинавское язычество. К чему должен быть готов читатель – это к тому, что автор вводит его в мир весьма древнего по укладу общества, чрезвычайно регламентированный, где во многих случаях человеческим эмоциям места нет (по крайней мере, их открытому выражению); где многое, если не всё, определяется традицией. Это тот вполне реальный мир, который существует в художественном пространстве и исландских саг, и в немалой степени современного скандинавского этнографического романа.

Итак, мир этот мало эмоционален, и две главных страсти в нем, – если посмотреть на мир исландской саги, – власть вкупе с богатством и межродовые распри. Как раз сложные межродовые отношения – двигатель сюжета и в романе Дворецкой. И в то же время и здесь пробиваются эмоциональные связи, человеческая близость – такова преданность героини-рассказчицы своей ближайшей родственнице, заглавной героине, княгине Ольге. В тексте достаточно «интриги» – борьба за власть над Русью, путь к киевскому столу Игоря-Ингвара показаны умело и захватывающе (притом что являются в целом плодом авторской фантазии). Может показаться, что подобные политические хитросплетения маловероятны для столь древнего общества – но в тех же сагах встречаются и посложнее закрученные сюжеты… Нашлось место на страницах и не менее интригующим «тайнам» славянской древности, жизни населенного мира в окружении загадочного, угрожающего и манящего Леса. «Просветительские» отступления немногочисленны и в текст внедрены умело. Большая часть исторической информации дается, как и положено по канонам исторического романа, в разговорах между героями, в их прямой речи. Можно быть уверенным, что роман найдет своего читателя. В целом произведение вполне ложится в канву романов Дворецкой, вписывается в то во многом уже единое видение древнеславянской и древнерусской эпохи, которое отражено в них. Будем ждать завершения трилогии.

Дмитрий Володихин:

Княгиня Ольга, как ее представляет автор книги, испытала на себе и древнюю правду рода, и новую правду дружины, но от обеих узнала много горя. Славянский род жил, волоча за собой длинный темный шлейф связи с предками. И связь эта предполагала, что царство жизни и царство смерти соединяются здесь, на земле, что есть врата в некую сумеречную зону перехода от одного к другому, и если пройти их… неправильно или, горше того, нечто важное сломать в магическом механизме врат, о, тогда смерть будет преследовать нарушителя посреди жизни, возлагая на него свинцовую тень. Ольга в трактовке Елизаветы Дворецкой оказалась до крайности стеснена властью рода, пренебрегла ею и вызвала сокрушительное повреждение в «системе перехода». Отныне смерть вцепилась ей в загривок, и молодая женщина должна была чувствовать это, чувствовать годами…

Что ж, она поставила на беззаконную правду варяжских мечей, правду Руси дружинной. До поры до времени эта правда приносила ей успех, калеча и убивая тех, кто стоял на пути у бешено горделивой Ольги, расчищая путь ее тщеславию, ведя к возвышению. Прямо противоположное случится впоследствии, за пределами первого романа! Княгине суждено познать в полной мере, сколько дорого стоит цветущая гордыня и сколь зыбок путь остро отточенного железа.

Потому-то, как видно, и произошел поворот Ольги к правде третьей, «правде духа» (собственно, только произойдет в продолжениях первого романа из цикла про святую Ольгу). Христианский выбор ее, вроде бы личный, кажется, обусловлен был всем общественным устройством громадной пестрой Руси.

Tags: история, литературное, отзывы, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • Блин! Ну, почему ТАК дорого!

    Это я о новом Водолазкине! "Сестра четырёх", "Музей" и "Пародист"! И КАЖДАЯ по четвертаку! Ну, куда это годится!?…

  • Кто такой Костя Крылов?

    Одни говорят- лысый националист Другие говорят - "один излучших российских писателей современности" Шо националист - фу и ег дело. Но…

  • Сделала репост рецензии на "Зулейху"

    Чтоб не искать потом. Но сама досмотрю. Чтоб потом написать отзыв, рецензия слишком громко, на "Зулейху" и ещё одну вещь - "Ложиться…

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments